Обозначения немецкой бронетехники - тема не из простых. В разное время я написал о них два поста в ЖЖ, большую статью на Warspot и заметку в этой группе. И каждый раз когда я думаю, что уже практически разобрался, находятся новые факты и всё переворачивается кверх ногами. Не так давно я затеял очередную, заведомо обречённую на провал, попытку разобраться в немецких обозначениях и классификациях. В рамках новой большой статьи я потихоньку собираю материал из разных источников чтобы получить более адекватную картину. Официальные документы Управления вооружений, конечно, хороши, но ведь танки и бронеавтомобили как-то называли куда менее осведомлённые люди. Я скачал выпуски пропагандистского журнала Wehmacht за годы с 1936 по 41 надеясь прояснить ситуацию, но получилось едва ли не наоборот. Вообще, немцы классифицировали свою технику очень по-разному. В одних случах (разведывательные бронеавтомобили, тягачи и т.д.) они охотно использовали деление на лёгкие/тяжёлые или лёгкие/средние/тяжёлые машины. В других случаях подобные классификации не использовались вообще. Если проследить официальные обозначения немецких танков, то в них немцы как раз очень не любили весовые классификации. Поэтому, подумал я, в журнале немецкие танки будут упоминаться не как лёгкие или средние, а как просто танки. На деле там такая каша, что проще её игнорировать. Вот статья полковника Вальтера Неринга "Die Panzerwaffe von A bis Z" - (танковые войска от А до Я) от 1938 года, вторая иллюстрация. Уж он-то знает, о чём речь? Сперва Неринг говорит о том, что типы танков разделяются по весу (от 6 до ~20 тонн), по вооружению (пулемётное или пушечное) и по обозначениям от I до IV (то есть Pz.Kpfw.I-IV). Никакого упоминания весовой классификации с чёткими критериями здесь нет. Затем он рассказывает о лёгких танках, их особенностях и назначении, однако далее никакого рассказа о средних и тяжёлых танках тоже нет. Видимо, здесь слово "лёгкий" используется в буквальном значении и не отражает классификацию. А через несколько страниц мы видим фотографии ранних Pz.Kpfw.III и IV, которые названы средними танками. Ниже написано, что они несут как пулемёты, так орудия лёгкого и среднего калибров (иллюстрации 3 и 4). Но вот мы открываем выпуски за 1939 год. Те же ранние Pz.Kpfw.IV названы тяжёлыми пушечными танками с орудиями тяжёлого калибра (иллюстрация 5). Ну и куда без могучего тяжёлого многобашенного танка, за которым скрывается неудачный отвергнутый Nb.Fz (иллюстрация 6). Во многих местах танки, как и ожидалось, называются просто танками, хотя и не всегда. В одним из выпусков я обнаружил фотографию ранних советских двухбашенных Т-26, которые были названы... средними танками (иллюстрация 7). А в журнале за 1941 год фотография переправы была подана как передвижение тяжёлых танков, хотя в кадр попал только один Pz.Kpfw.IV и ещё один Pz.Kpfw.III, а остальные танки были Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. В целом получается следующая картина. Если анализировать эволюцию официальных обозначений танков, то у немцев нет единой стройной весовой классификации вообще, большинство танков назывались не лёгкими, средними и тяжёлыми, а просто танками. В армейских документах танки обычно упоминаются без каких-либо приписок: танк такой-то и всё тут. Что касается пропагандистских публикаций для широкого круга читателей, то на них ориентироваться смысла нет. Одни обозначения противоречат другим, какая-либо стройная система отсутствует. Поэтому я бы не стал вырывать какую-либо удобную цитату и носиться с ним по дискуссиям, доказывая что угодно. Pz.Kpfw.IV тяжёлый танк? Конечно, вот вам выдержка. Pz.Kpfw.IV средний танк? Разумеется, посмотрите, что сами немцы пишут. Напоследок поделюсь некоторыми впечатлениями от самого журнала. Он выделяется великолепными заголовками, удачными фотографиями и хорошей вёрсткой. Да, это пропаганда, зачастую с откровенным враньём. Например, в одном из выпусков 1939 года взорванный Pz.Kpfw.IV Ausf.A выдавался за... расстреляный польский танк (см. предпоследнюю иллюстрацию)! Но нельзя не отметить, насколько профессионально эта пропаганда подавалась. И это совсем не случайно. Германия наравне с ранним Советским союзом была центром развития модернистского искусства и новой эстетики. Позже пришли вожди, которые, как говорилось в одном советском анекдоте, разбирались в искусстве, поэтому модернизм начали громить. Однако в межвоенной Германии дела с этим обстояли не так плохо. И если рядовые тексты задушили официальным готическим шрифтом времён царя Гороха, о который приходится ломать глаза, то в заголовках и в подборе фотографий художники-оформители оторвались по-полной.